Энергоаудит

Энергоаудит включает в себя комплекс обследований, направленных на получение информации об объёме потребляемых энергоресурсов, основной задачей которого является определение эффективности структуры энергозатрат, выявление возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятия. По результатам такого обследования формируется отчет и выдается энергетический паспорт объекта.

ЗАДАЧИ ЭНЕРГОАУДИТА:

  • Анализ производственно-технологической структуры и энергетического обеспечения объектов предприятия.
  • Обследование основных систем энергоснабжения предприятия.
  • Анализ эффективности энергопотребления в технологическом цикле.
  • Обследование технического и организационного состояния систем и средств учета энергоносителей.
  • Составление Энергетического паспорта предприятия.
  • Разработка Программы энергосбережения предприятия (совершенствование энергетического обеспечения объектов предприятия и выявление основных направлений повышения энергетической эффективности).

ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ПО ОТРАСЛЯМ:

Отрасли промышленности Потенциал энергосбережения, в %
Топливо Тепловая энергия Электроэнергия
Целлюлозо-бумажные комбинаты до 1 13 - 16 3 - 5
Нефтеперерабатывающие заводы 11 - 12 13 - 14 2 - 3
Металлургические заводы 13 - 15 2 - 4 2 - 3
Горнообогатительные предприятия 8 - 9 до 1 2 - 4
Химические комбинаты до 1 13,50 7 - 9

ЭТАПЫ ЭНЕРГОАУДИТА:

  • Предварительный этап.
    Формирование и анализ анкеты заказчика. Подготовка договорных документов.
  • Этапы обследования. Разработка программы работ.
    Этапы документального и инструментального обследований.
  • Аналитический этап.
    Анализ результатов и оценка эффективности использования энергоресурсов.
  • Заключительный этап.
    Отчет о проделанной работе. Разработанная программа энергосбережения. Энергетический паспорт.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.

Проведение энергетического обследования промышленных объектов (энергоаудит) предназначено для получения качественных и количественных оценок состояния их энергетических систем, выявления причин и уровня, необоснованных объемами производства, энергетических потерь. Основным результатом обследования должна являться программа энергосбережения предприятия в соответствии с требованиями Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Приоритетность выбора обследуемых объектов (например, энергопотребителей) зависит от их энергетической емкости, значимости в технологическом цикле и перспективы его дальнейшего функционирования (нет смысла обследовать энергоемкий объект, если на ближайшее время намечен вывод его из состава технологического цикла).

Каждая из задач энергетического обследования предприятия классифицируется по следующим общим характеристикам:

  • Рассматриваемая система (например, система теплоснабжения предприятия в целом).
  • Объект системы (например, котельная, теплотрасса, трансформаторная подстанция, конкретный технологический процесс или цех).
  • Цель энергообследования объекта (например, выявление причин и условий возникновения аварий в системе электроснабжения предприятия).
  • Состав и содержание работ (т.е. типовая программа решения частной задачи на обследуемом объекте).
  • Основные результаты энергоаудита (например, выбор технического решения, составление режимных карт, расчетные нормы и т.п.).
  • Документ, отражающий результаты энергетического обследования предприятия (например, протокол результатов оценки энергетических параметров; акт по оценке технического состояния энергообеспечения объекта; расчетно-пояснительная записка - технический отчет - по обследованию предприятия в целом; энергетический паспорт и т.п.).

Энергопаспорт и налоговые льготы: Минфин разъясняет.

Налоговые льготы по налогу на недвижимое имущество может предоставляться только тем объектам недвижимости, высокий класс энергоэффективности которых подтвержден энергетическим паспортом в момент постановки объекта недвижимости на учет.

Такая норма прописана в письме, которое выпустил 29 мая 2017 г. Минфин России.

Логика министерства такова: согласно статьи 381 Налогового Кодекса РФ, налог на имущество организаций не уплачивается в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов законодательно предусмотрено определение классов их энергоэффективности. Главное слово — «вновь вводимых».

При этом льгота применима только при наличии энергетического паспорта, которым подтверждается высокий класс энергетической эффективности в момент постановки объекта на учет. То есть, если на день постановки на учет энергопаспорта не было — и льгота не может быть применена. Если энергопаспорт датирован позже, чем день постановки на учет, объект не может считаться вновь введенным, по мнению ведомства, поэтому льгота не применяется.

Если же энергопаспорт есть, и в нем подтвержден высокий класс энергоэффективности здания, льгота действует, как и прописано в НК, в течение трех лет.

Экономить на энергоаудитах - все равно что к врачам не ходить - и качество жизни хуже, и сама жизнь короче.

С таким тезисом выступила эксперт СРО 19 Мария Степанова на обсуждении Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики России 10 августа в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

Министерство экономического развития стало новым уполномоченным органом, координирующим государственную политику повышения энергоэффективности, и в соответствии с поручением вице-премьера А.В.Дворковича разработало свое видение этой политики. Проект Комплексного плана, известный также как "перезагрузка" госполитики энергоэффективности, был обнародован в мае 2017 года, с тех пор прошел обсуждение на ряде отраслевых площадок, а также в Рабочей группе по вопросам повышения энергоэффективности при Открытом Правительстве.

Обсуждение в Аналитическом центре собрало представителей экспертного и профессионального сообщества для дискуссии и внесения предложений в проект документа, которым, фактически, определяется, как будет осуществляться государственное влияние на повышение энергоэффективности в стране.

Представил подход Минэкономразвития заместитель директора департамента Дмитрий Вахруков. Мнение Минстроя и принципиальную поддержку документа выразил А.В. Фадеев, также высказались представители РСПП, Национального союза энергосбережения, профильной рабочей группы Совета Федерации, а также представители субъектов Федерации, заслуженные эксперты-энергетики.

Мария Степанова, отраслевой эксперт, главный редактор портала www.energoatlas.ru, выступавшая от лица СРО 19 «Союз «Энергоэффективность», привела в пример план энергосбережения Астаны, который также дорабатывается в настоящее время. В нем в том числе содержится программа финансирования из бюджетов ряда энергообследований в бюджетной сфере и многоквартирных домах, где к этому есть предпосылки. "Энергоаудитам тоже нужна перезагрузка, без диагностики мероприятия повышения энергоэффективности слепы и бессмысленны", отметила М.Степанова, и высказала следующие предложения:

  • оставить обязательные энергообследования для крупных потребителей и регулируемых организаций;
  • поощрять предприятия, реализующие энергоаудиты добровольно, вне прямого бюджетного финансирования (доступ к льготным кредитам на модернизацию, упрощенная процедура получения комплексных экологических разрешений в системе НДТ, бонусы в рамках механизма долгосрочных соглашений и т.п.);
  • косвенно поощрять других участников рынка (МКД, бюджетную сферу), если они заказывают энергетические обследования за свой счет (в рамках лицензирования УК, KPI регионов, систем рейтингования и проч.);
  • с помощью СРО и профсообщества отстроить систему, чтобы аудиты приводили к результату.

Эти тезисы, а также предложения, представленные компаниями-участницами СРО 19, будут оформлены и в установленном порядке поданы в Аналитический центр.